Чтобы снизить показатель ДТП, государство обязало предприятия проводить предрейсовый технический осмотр транспортных средств. К перечню таких компаний относят тех, кто владеет автомобилями служебного пользования. Рассмотрим нюансы этого анализа.
Для чего проводится предрейсовый контроль
Для повышения уровня безопасности на пути следования, необходимо тщательно проверять исправность автомобилей, выпускаемых на дорогу. Коммерческий транспорт получает больше нагрузки в сравнении с другими. Это означает, что различные автомобильные системы подлежат ускоренному износу. Такое частое использование способствует возникновению аварийных ситуаций.
Перевозчик проводит предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств до каждого выезда. Следует учесть, что предрейсовый технический осмотр автомобиля проходят не только те машины, которые выполняют коммерческие действия, но и те, что работают для нужд предприятия. К примеру, таковыми являются автобусы, которые доставляют людей до места работы и обратно.
Порядок прохождения осмотра
Существует порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств. Действия проверяющего оговариваются в нормативном акте, принятом Министерством транспорта 6 апреля 2017 г. Контролеру потребуется изучить работу следующих элементов авто:
- тормоза;
- спутниковые системы;
- подача звука;
- руль и его управление;
- колеса и покрышки;
- тахограф;
- стекломыватель;
- работа приборной панели;
- функционирование ремней защиты;
- обзорность стекол и зеркал;
- фары и светоотражатели;
- аптечка и огнетушитель;
- отсутствие дополнительных незарегистрированных конструкций.
Важно знать! В процессе исследования проверяется полная работоспособность машины. В результате контролер делает отметку, подтверждающую исправное или неисправное состояние авто в путевых документах.
Кто имеет право проводить анализ
Освидетельствование машин до их отправления со стоянки должно проводиться человеком, имеющим специальные знания. Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств лежит на контролере. От механика требуют знания, закрепленные в пункте 14.3 приказа Минтранса:
- Необходимо получить среднее профессиональное образование по направлению 23.02.03.
- Если имеется уровень не ниже предыдущего, то потребуется освоить дополнительные знания, связанные с техникой и технологией транспортных систем (код 23.00.00). Помимо этого необходимо иметь опыт работы по направлению более 12 месяцев.
- При любом уровне образования можно пройти курсы переподготовки. По их окончании человеку выдается диплом с присвоенной квалификацией проверяющего технического состояния автомобилей.
Кроме сотрудника предприятия, проведение контроля может осуществлять привлеченный механик. В обязанности специалиста будет входить ежедневное посещение компании, техосмотр машин перед поездками и проставление штампа контролера технического состояния автотранспортных средств об исправности авто.
Внимание! Анализ проводят на том предприятии, которое владеет транспортом. Не допустим выезд авто с гаража или стоянки без освидетельствования.
Если компания имеет большое количество транспортных средств, то целесообразнее будет оформить в штат механика, имеющего специальные знания. Если же число автомобилей небольшое, то можно заключить договор с иной организацией о предоставлении контролера для проверки.
Какие сведения отмечаются в путевых листах
По результатам осмотра в документации ставится штамп предрейсового контроля технического состояния. Кроме отметки, проверяющий пишет свои данные и заверяет все сведения подписью. После принятия изменений в законодательство 15 декабря 2017 года, в бланк заносится точное время осуществления осмотра.
Учетная документация
Маршрутные листы являются одним из основных документов водителя, совершающего пассажиро или грузоперевозки. Дополнительно сведения вносят в журнал регистрации результатов предрейсового контроля. Эта книга состоит из большой таблицы для внесения информации.
Предприятие может приобрести уже готовую форму или скачать бланки. Самостоятельно распечатанные листы нумеруются, прошиваются и скрепляются подписью и печатью. Заполнение ведётся контролером. Водительское заверение в этом журнале не требуется.
Внимание! Документ может быть создан в электронном виде при наличии криптографической подписи.
Ответственность за отсутствие отметки в путевом листе
Без прохождения технического освидетельствования нельзя отправлять авто на маршрут. При отсутствии такого осмотра в административном кодексе предусмотрено наказание. С водителя взыскивается штраф до 3 000 руб., контролер заплатит 5 тысяч. Индивидуальный предприниматель или другое юридическое лицо должно внести 30 тысяч.
Анализ состояния после рейсов
Кроме предрейсового, на предприятии проводят послерейсовый технический осмотр транспортных средств. Единственным нормативным документом, в котором упоминается об этой проверке, являются Межотраслевые правилах по охране труда от 1999 года. В других нормативных документах такое понятие не встречается. Поэтому наказание за отсутствие этого анализа не оговорено.
На предприятии должен быть организован предсменный техосмотр транспорта. Без соответствующего заключения автомобиль не может выехать из гаража или стоянки. Отсутствие разрешительной печати считается административным правонарушением.