После перенесенных изменений российские права стали отвечать международному формату, в результате чего на них появился расширенный список категорий, состоящий из 16 типов ТС. На корочках старого образца их может быть всего 14 или 12, в зависимости от года выпуска удостоверения. Какие категории водительских прав будут открыты при замене на новые в дополнительном порядке, мы рассмотрим ниже.
Виды категорий
Все водительские удостоверения условно делят существующие виды транспорта на отдельные классы, каждому из которых присваивается своя аббревиатура. Всего их насчитывается шесть:
- А – мототехника;
- В – легковые автомобили;
- С – грузовые машины;
- D – пассажирский транспорт;
- Е – отдельная категория, дающая право на управление конкретным типом ТС с прицепом;
- Т – трамваи и троллейбусы.
Важно знать! Однако, при переносе уже открытых категорий в новые права, водителю будут дополнительно вписываться и подкатегории, устанавливающие ограничения на объем двигателя определенного вида ТС и на его суммарный вес (при подсчете массы прицепа).
Как открывают новые категории
При замене водительского удостоверения открытые категории ставятся в новую корочку автоматически. Но любой последующий класс ТС будет требовать от автолюбителя специального обучения. Для этого ему нужно обратиться в автошколу с пакетом обязательных документов:
- Заявление на прохождение курсов по управлению определенным типом транспортных средств;
- Медицинская справка, подписанная терапевтом, психиатром, офтальмологом и наркологом;
- Копия паспорта;
- Действующее водительское удостоверение (если имеется);
- Квитанция об оплате госпошлины.
Важно знать! Для каждой категории существует теоретический курс по ПДД, по которому в конце обучения придется сдавать экзамен. В завершение автолюбителю предстоит пройти практику на выбранном типе ТС. И только после успешной сдачи нормативов сотрудники ГАИ смогут внести в корочку водителя новую пометку, открывающую ему дополнительные возможности.
Какие категории откроют при замене водительского удостоверения
Все автомобилисты, по истечению десяти лет с момента получения прав, обязаны подавать заявление в ГАИ на обмен просроченного ВУ. Однако у владельцев удостоверений старого формата сразу возникает вопрос: какие категории могут еще открыться, если есть категория В. Ведь в корочке международного образца легковые автомобили тоже делятся на несколько подтипов.
Происходит процедура переноса по следующему алгоритму:
- Если в правах присутствует только пометка А – откроются подкатегории А1, В1 и М, позволяющие гражданину управлять любой мототехникой, включая тяжелые мотоциклы с коляской, а также легкие трех- и четырехколесные рикши с мотоциклетным рулем и вилкой маятникового типа;
- При наличии аббревиатуры В – в удостоверение вносится класс В1 и М (кроме малолитражных ТС, обладающих мотоциклетной посадкой);
- Если открыты категории В и С – дополнительно вписываются пометки В1, С1 и М (распространяется только на транспортные средства с автомобильной рулевой конструкцией и соответствующей посадкой);
- При наличии классов В, С и D – в таблице добавятся аббревиатуры В1, М, С1, и D1;
- Если в корочке присутствуют пометки В, С, D и Е – перенос в новые права осуществится с дополнительными подкатегориями В1, ВЕ, С1, СЕ, С1Е, D1, DE, D1E и М (при этом аббревиатура Е, как отдельный вид транспортного средства, из списка полностью пропадет);
- При наличии всех перечисленных классов произойдет открытие всего перечня типов и подтипов ТС в удостоверении нового формата (кроме Тb и Тm, так как две этих пометки относятся к специализированным автомобилям, для которых существует отдельный регламент
оформления).
Из информации выше можно узнать, как происходит перенос категории Е в новые права, и чем дополняются остальные виды транспорта. Причем эти изменения касаются не только автомобилей с ручной трансмиссией, но и машин с коробкой автомат.
Процедура переноса в новые права
Замена прав категории В, С, D и А (по причине утери или истечения законного срока действия) происходит по единому алгоритму, состоящему из трех основных шагов:
- Сбор необходимых документов и оплата государственной пошлины размером в 2000 рублей (какие справки и бумаги нужны для того, чтоб поменять корочку на новое ВУ, мы рассмотрели выше);
- Сдача собранного пакета в отделение ГИБДД для проверки (заменить просроченное удостоверение или получить новые права после утери также можно и через сайт Госуслуг, что сэкономит вам до 600 руб. А для тех автолюбителей, которые проживают далеко от места собственной прописки, единственным вариантом станет многофункциональный центр);
- Получение прав нового формата с перенесенными основными категориями и дополнительными подтипами ТС.
Важно знать! Стоит отметить, что структура ГИБДД позволяет гражданам как открывать, так и закрывать категории В, С и D в водительских правах. В особенности это полезно для обладателей двух последних аббревиатур. Ведь в соответствии с законодательством, их продление по истечению срока действия должно происходить с обязательным исследованием головного мозга, что стоит не дешево. Поэтому, если профессиональные классы ТС не приносят доход, их проще закрыть.
Причины отказа в переносе
Все категории со старой корочки обязательно переводят в новую. Отказаться их перенести или же вовсе проигнорировать процедуру выдачи документа, инспектора могут лишь в следующих случаях:
- Гражданин предоставил неполный перечень требуемых документов;
- На предъявленных бумагах имеются потертости или любые другие механические повреждения, из-за которых информация становится нечитабельной;
- Данные о водителе не совпадают с базой (чаще всего это происходит при фальсификации документов), или общее оформление справок не отвечает установленным нормам.
Внимание! При других обстоятельствах отказ в замене удостоверения будет считаться немотивированным, за что инспектору предусматривается штраф или отстранение от служебных обязанностей.
Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории
Опытные автомобилисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда сотрудники ГАИ при замене прав не открыли категорию ВЕ, при наличии отдельных пометок В и Е в корочке старого формата. А ссылаются инспектора в подобных случаях на то, что сдача практики на авто с прицепом у водителя происходила на тягаче категории С или D. И с точки зрения закона они совершенно правы.
Но суд часто входит в положение автомобилистов, поскольку за десятилетний срок действия ВУ без ограничений, управлять легковой машиной с прицепом многие учатся самостоятельно, и происходит это обучение довольно просто. Однако сразу идти в судебный орган тоже не стоит. Первоначально попытайтесь решить возникший конфликт с ответственными специалистами ГИБДД.
Если они пойдут на принцип, тогда уже можно обращаться в вышестоящие инстанции и просить их о повторном рассмотрении решения Госавтоинспекции. Но данная процедура не бесплатная. Поэтому, прежде чем подавать иск, хорошенько подумайте, а выгодно ли это для вас.