Перевозка пассажиров – это востребованная и хорошо оплачиваемая услуга. Получить доход в этой сфере деятельности может любой человек, имеющий автомобиль и право на его управление. Нежелание тратить время на оформление разрешительных документов и нести налоговое бремя создают предпосылки для нарушения законодательства попыткой оказания нелегальных услуг. О том, какой штраф за работу в такси и перевозку пассажиров без лицензии предусмотрен, необходимо знать каждому водителю, который занимается незаконным извозом.
Законы, регулирующие работу такси
Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:
3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
- 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
- 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
- 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.
Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.
Условия и требования осуществления перевозок
Соблюдение следующих установленных законом правил перевозки пассажиров предупредит получение штрафов за нелегальное такси:
- Наличие лицензии и документов, определяющих право лица эксплуатировать данный автомобиль, страховка автогражданки, а если такси принадлежит юридическому лицу – путевой лист.
- Машина оборудована таксометром.
- Оформление кузова соответствует требованиям, утвержденным властями региона (размер, форма аэрографии).
- Стаж управления автотранспортом составляет не менее трех лет – водитель имеет право перевозить пассажирский поток.
Внимание! Важным условием представлено содержание машины в технически исправном состоянии, а также своевременное прохождении диагностических исследований.
Порядок получения лицензии
Лицензию оформляют на каждый автомобиль (ФЗ № 69 ст. 9. п.3). Срок ее действия равен 5 годам (ст. 9. п.1). Для получения необходимо предоставить территориальному органу Минтранса России заявление, приложив к нему оригиналы, а также копии следующих документов:
- удостоверяющих личность заявителя;
- свидетельствующих о принадлежности ему автотранспорта (ПТС, договор аренды, лизинга или других форм соглашений);
- подтверждающих постановку лица на учет налоговой службы в качестве индивидуального предпринимателя или юрлица.
Существуют два варианта подачи заявления. Первый представлен личным обращением, второй – через портал государственных услуг. При положительном решении во втором случае, лицензия придет почтовым оправлением на указанный заявителем адрес.
Важно знать! Полученная и действительная на момент проверки лицензия снизит вероятность получить штраф за такси даже с небольшими недостатками оформления автомобиля, установленными ст.9 п.16.
Основания для наложения штрафов
Просто так выписывать постановление на штраф никто не будет. Основанием для привлечения к административной ответственности обосновано выявлением следующего:
- Отсутствие разрешения (лицензии) на право заниматься перевозкой пассажиров, а также путевки, страховки, удостоверения водителя.
- Нарушение требований по аэрографическому оформлению автотранспорта, отсутствие опознавательного знака такси.
Нет таксометра.
- В машине не размещены информационные таблички с тарифами, а также условия предоставления услуги.
Основание для организации проверки деятельности таксиста или предприятия, оказывающей эти услуги, а следовательно и последующего штрафа, может быть жалоба на пренебрежительное отношение к перевозке пассажиров и грузов.
Размеры штрафов по КоАП
Сумма штрафа различается от степени тяжести нарушения. Размеры административных санкций представлены следующим:
- штраф за перевозку пассажиров без лицензии предусмотрен статьей 12.3 КоАП в размере 5 тысяч рублей;
- ответственность за наличие на кузове логотипа и разметки, свидетельствующих о предоставлении услуг такси, равно, как незаконно установленного фонаря на крыше автомобиля, предусматривается статьей 12.4 КоАП – штраф для граждан – 5, должностных и юрлиц лиц 20 и 500 тысяч рублей соответственно;
- в случаях эксплуатации машин с разрешающими документами, но без знаков распознавания или необходимого оборудования автомобиля, назначается штраф в размере 3, 10, и 50 тысяч рублей водителю, должностному и юридическому лицу соответственно.
При выявлении повторных нарушений, кроме штрафов за такси без лицензии в 2023 году, автомобиль помещают на штрафстоянку до устранения всех вскрытых обстоятельств.
Можно ли оспорить постановление о штрафе
Штраф за работу в такси без лицензии в 2023 году обжаловать можно. Состав правонарушения представлен фактом предоставления возмездной услуги без разрешающих документов. Но если он не подтвержден, предъявление претензий автоинспектором незаконно. При составлении протокола необходимо:
- не согласиться с изложенными обстоятельствами;
- в примечаниях указать, что водитель подвозит людей по личным причинам (симпатия, совпадение направлений движения и любая другая), а взимание денег даже не предполагалось;
- привлечь пассажира для свидетельствования истинности своих утверждений.
Если претензии направлены на размещение фонаря с «шашечками» на крыше, административное преследование может быть связано только с внешним видом машины и по статье 12.4 КоАП РФ. Ознакомившись с размером штрафов за отсутствие лицензии такси, частные нелегальные перевозчики получают возможность взвесить финансовые риски такой деятельности и для себя определить, насколько выгодно предоставлять услуги вне правового поля.
Добрый день, я таксист, не первый год подвожу людей за деньги. Неплохо на этом зарабатываю. Но бизнес мой нелегальный. Все время приходится быть настороже, а это постоянное напряжение. Прочитал статью, задумался, стоит ли делать лицензию и оформлять все законным образом.Информация располагает к размышлению, не хочется платить штрафы, лишиться машины, ведь это мой основной доход. Статья была полезной, надеюсь, что смысл в легализации извоза все же есть. Прошу поделиться своим опытом коллег, кто получил лицензию, посоветуйте, как быть, помогите принять решение. Заранее спасибо!