Автомобиль должен быть хорошо заметен в темное время суток. Тонировка фар снижает уровень обзорности для водителя и создает дополнительные трудности движущемуся вокруг транспорту, что зачастую становится причиной ДТП. Законодателями разработаны меры наказаний за оклейку и покраску фар.
Тонировка фар
Владельцы авто оклеивают свои световые приборы, чтобы они сочетались с окраской кузова. Тонировка фар – это не что иное, как дань моде. Особой практической пользы от такого тюнинга нет, наоборот, она вредит светопропускной способности фар.
Разновидности
Владельцы авто обклеивают фары цветной пленкой либо окрашивают лаком. Виниловое покрытие придает нужный оттенок свету прибора и создает защитный слой, уберегающий поверхность от царапин. Старую пленку легко снять и поменять на другой цвет. Тонировка может быть:
- полной;
- частичной;
- матовой;
- цветной;
- хамелеон;
- глянцевой.
Внимание! Покрытые лаком фары сложно отмыть от слоя краски. Если сотрудник ГИБДД сочтет, что светопропускаемая способность фар не соответствует предписанной законом норме, он предложит устранить отклонения и только после этого позволит продолжить движение. Лаковое покрытие с поверхности не получится очистить так же быстро, как от тонировочной пленки.
Правила ГОСТа и требования законодательства
Правила ПДД требуют от водителей, чтобы приборы их автомобилей светили тем цветом, который предписывает ГОСТ:
- белым — передние фары (дальний, ближний), габариты, подсветка номера;
- красным — задние фонари, габаритные огни, сигнал торможения;
- допускается, чтобы противотуманки светились желтым;
- огни поворота желтым;
- задний ход указывается фарами с белым светом.
Если следовать ГОСТу, то эксплуатировать многие модели иностранного производства в РФ нельзя, поскольку их световое оснащение не отвечает требованиям законодательства. У этих авто огни поворота мигают красным светом. Несоответствие привело к пересмотру списка условий, предъявляемых к оптике транспортных средств.
Новым постановлением было разрешено эксплуатировать автомобили, у которых:
- оптика передней части машины светит белым, молочным, желтым, оттенками рыжего цветов;
- заднее световое оборудование может быть красным, желтым, оранжевым;
- фонарь заднего хода и подсветка номера светятся белым светом.
Внесенные поправки позволили пользоваться иномарками, оснащенными световыми приборами, отличающимися от тех, что установлены на российских авто. Был введен запрет на лишние прожекторы и фары.
Техосмотр с тонировкой
Закон о тонировке оптики и стекол авто гласит, что нанесенные покрытия не должны ухудшать качество обзора. По этой причине его наличие на фарах ведет к осложнениям при прохождении технического осмотра (ТО).
Наказание в виде штрафа ждет лиц, окрасивших осветительные приборы лаком или краской. Если тонирование фар было сделано фабричным способом в производственных условиях, собственник машины может быть спокоен: штраф ему не грозит.
Лица, проводящие техосмотр, руководствуются статьями Технического кодекса. Во время проверки осветительных приборов большое внимание придается их креплению к авто, качеству работы. Специальным приспособлением измеряются количественные показатели испускаемого передними фарами света. Все оборудование осматривается на предмет:
- наличия сколов и повреждений;
- изменения формы и цвета прибора;
- загрязнений;
- наличие рассеивателей света;
- присутствие декоративных деталей, уменьшающих поверхность, излучающую свет.
Замер количества света, излучаемого задними приборами, производится редко. Инспектор обратит внимание на тонировку задних фар только в том случае, если их цвет кардинально изменен и не соответствует разрешенному оттенку. Нарушение существующих стандартов считается серьезной причиной для признания транспортного средства не прошедшим техосмотр.
Пленочная тонировка может быть снята владельцем тут же, после полученного замечания, а вот краску придется снимать при помощи специальных средств в течение нескольких часов. К новому ТО машина будет допущена только после приведения ее эксплуатационных характеристик к заводским. Понижая качество освещения, водитель создает предпосылки для столкновения с другим авто.
Штраф за недопустимую тонировку
Покрытие световых приборов лакокрасочными средствами категорически запрещено законом. Это ведет к снижению качества и количества испускаемого света. Такие изменения ведут к ДТП. Штраф за тонировку фар в 2019 году подвергся пересмотру. В соответствии со статьями КоАП, с 1 января правила ужесточились. Прежде мелкие неполадки обходились в 500 рублей, теперь за них придется заплатить 1500 рублей. За повторное нарушение у водителя изымут права.
Задних фар
В законе очень расплывчато написано, можно ли тонировать задние поворотники и фары. Предлагается применять индивидуальный подход в каждом случае. В КоАП РФ четкого запрета нет. Сотрудник ГИБДД, выписывая штраф за это правонарушение, руководствуется первой частью ст. 12.5. В статье говорится о недопустимости управления транспортным средством, имеющим неисправности. Тонировка задних фонарей ведет к снижению качества работы приборов, приравнивается к поломке. Привлечь внимание полицейского может слишком тусклое свечение и видоизмененный цвет.
Важно знать! Наказание грозит лицам, у которых оборудование светится зелеными либо синими оттенками. На практике максимальный штраф в 2019 году за тонировку задних фонарей не превышает 1500 р.
Передних фар
Тонировка передних фар считается серьезным правонарушением. Наказание за затемнение (порчу) светового оборудования, изменение цвета, налагается исходя из статей КоАП:
- 4 п.1;
- 5 п.1, п.3.
Сумма штрафа зависит от тяжести правонарушения и принадлежности движимого имущества:
- частный владелец оплатит 3000 руб.;
- с должностного лица, допустившего выход на дорогу неисправного авто, изымут от 15 до 20 тысяч рублей;
- юридические лица за подобное нарушение внесут в казну 400000-500000 рублей.
С водителя, управлявшего автомобилем, исходя из ст. 12.5 п.1 могут взять штраф 500 рублей. Этот же пункт позволяет изъять у него права сроком от 6 месяцев до 1 года. Особо суровые санкции ждут лиц, установивших на передней части машины прожекторы и световозвращающее оснащение, излучающее красный свет.
Вывод
Тонировка фар автомобиля приводит к понижению качества и количества света, производимого приборами. Окрашивание передних фар в синий, черный и красный цвета вводит в заблуждение участников движения, что в результате становится причиной ДТП.
Законодательная база постоянно изменяется, согласно новому закону с 1 июля 2019 года, тонировка будет наказываться в системе Платон по индексированным тарифам. Ужесточение регламента и увеличение штрафов направлено на устранение причин ДТП. Законопроект сейчас находится в работе.