Неотъемлемым атрибутом жизни современного автолюбителя является сотрудничество со страховыми компаниями и, тем более, когда речь заходит об ОСАГО. Некоторые фирмы выполняют свои обязательства ненадлежащим образом. Владелец полиса должен знать, как законным путем воздействовать на нарушителя своих прав и интересов, куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО и как составить соответствующую жалобу, чтобы достичь желаемого результата.
Кратко об ОСАГО
Полис представляет собой порядок страхования автогражданской ответственности водителей транспортных средств. Кроме того, это подтверждение факта заключения между владельцем автомобиля и компанией соглашения, по которому последний обязуется возместить ущерб, нанесенный в результате наступления случая ДТП, где он признан виновным.
Особенности страхования:
- согласно заключаемому между сторонами договору, возмещение убытков третьим лицам в пределах установленного размера берет на себя компания-страховщик;
- в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО», наличие страховки является обязательным для всех владельцев средств передвижения;
- за отсутствие полиса на владельца авто накладываются штрафные санкции.
Важно знать! Размер положенных выплат в каждом случае рассчитывается индивидуально, с учетом причиненного вреда здоровью третьим лицам, повреждений транспортного средства. В какую фирму обращаться за оформлением полиса, решает только владелец авто, главное, чтобы она имела соответствующую лицензию.
При ответе на вопрос о том, кто контролирует действия страховых компаний по ОСАГО, акцент делается на государственные структуры и ведомства, которых достаточно много. В их число входит Центральный банк РФ, антимонопольный орган, прокуратура. Подчиняться им компании обязаны в силу норм страхового надзора.
Основания для подачи жалобы на страховую
Не все знают, куда жаловаться на страховую и какой алгоритм действий следует применять. Наиболее частыми поводами для обращения заинтересованных лиц являются:
- отказ в выплате компенсации без объяснения причин;
- невыплата положенных средств в установленные сроки;
- выплачиваемая сумма необоснованно уменьшена;
- отказ заключить договор по необоснованным причинам;
- навязывание дополнительных услуг;
- запрос дополнительных бумаг, которые, по закону, могут не предоставляться;
- незаконное завышение тарифов;
- отказ в замене формы возмещения ущерба.
Указанные основания являются ориентировочными, так как каждый водитель может столкнуться с иными видами нарушений. Главное, точно уяснить, куда жаловаться на страховщиков по ОСАГО и в какие сроки должен рассматриваться поступивший запрос.
Инстанции, куда можно жаловаться
При обнаружении ущемления своих прав, заинтересованному лицу следует знать, куда жаловаться на страховую компанию, и в какой форме это лучше сделать. Стоит отметить, что прежде чем обращаться в вышестоящие инстанции, претензию необходимо отправить в саму фирму. Многие компании (например, «Альфастрахование», «Росгосстрах») имеют специальные сервисы контроля качества за работой. На официальных сайтах есть разделы для обращения граждан с жалобами, вопросами и предложениями. В СОГАЗе и ВСК имеется горячая линия, по которой специалисты принимают претензии со стороны своих клиентов, и ведут контроль за качеством обслуживания.
ЦБ РФ
Основание для обращения с жалобой в данный орган может быть совершенно любое. Например, страхователь не согласен с размером начисленных выплат или происходит нарушение его прав по иным вопросам. Варианты подачи жалобы:
- письменно, по адресу территориального или центрального подразделения;
- при помощи интернет-приемной банка.
Какого алгоритма следует придерживаться, чтобы пожаловаться в Центробанк на страховую компанию:
- перейти на главную страницу виртуальный приемной, выбрать тему обращения из предложенных вариантов или нажать «прочее»;
- указать, в отношении какой компании подается жалоба, изложить суть претензии, регион нахождения сторон спора, описать произошедшие обстоятельства;
- прикрепить подтверждающие нарушение документы;
- на следующей странице указать личные сведения и контактные данные.
Последний этап включает проверку введенных данных. Если заявитель обнаружит ошибку, исправить ее можно при помощи кнопки «Редактировать». При верном вводе сведений следует нажать «Отправить жалобу».
Важно знать! Как только претензия будет принята системой, сформируется файл в формате Pdf. Если запрос заявителя находится вне компетенции ЦБ РФ, ответ переадресуют в другую инстанцию. По закону, общий срок на рассмотрение поступившего обращения — 30 дней.
РСА
Для обращения следует перейти на официальный сайт организации «http://www.autoins.ru» и совершить ряд следующих действий:
- нажать на ссылку, скачать соответствующий бланк;
- заполнить заявление;
- распечатать заполненный документ, подписать, отсканировать и выслать на электронный адрес организации — «request@autoins.ru».
К заявлению прикладываются отсканированный паспорт или водительские права. Если жалоба будет составлена надлежащим образом, то РСА рассмотрит ее в течение 10-15 дней.
Роспотребнадзор
Работа данного органа направлена на защиту прав и интересов потребителей. Любой автовладелец выступает в качестве такого субъекта, пользующегося услугами страховщиков. Соответственно, в случае нарушения прав у него есть возможность обращения в Роспотребнадзор. Запрос в данное учреждение допускается в следующих ситуациях:
- поступил необоснованный отказ в заключение договора;
- называются дополнительные услуги;
- выплаты произошли в меньшем размере, чем они положены на самом деле.
Регистрация заявления происходит в течение 5 дней с момента его поступления. Общий срок на рассмотрение жалобы – от 1 до 2 месяцев.
ФАС
Обращение в антимонопольный орган допускается при наличии следующих обстоятельств:
- страховщик отказывается продавать полис без подключения дополнительных услуг;
- без обоснования причин поступает отказ в заключение договора;
- потребитель введен в заблуждение по причине недостоверной рекламы или информации, предоставленной страховщиком.
Подать обращение в ФАС можно следующим образом:
- направить письмо по почте в региональное подразделение;
- воспользоваться услугами интернет-приемной на официальном сайте учреждения;
- при помощи портала Госуслуги.
На рассмотрение поступивших документов отводится около 2-х месяцев, после чего принимается решение о применении в отношении страховщика мер ответственности.
Прокуратура
В компетенцию государственного ведомства входит проведение проверок по части соблюдения законодательных норм. Закон наделяет его правом контролировать недопущение нарушений прав и интересов граждан, включая их выявление и устранение со стороны страховых компаний.
Жалоба будет принята в том случае, если заявитель сможет доказать факт нарушения страховщиком своих прав. Если вопрос касается финансовой стороны, то прокуратура направит человека в суд. Обратиться в данный орган можно:
- лично;
- отправив письмо по почте;
- посредством интернета, через официальный сайт государственной структуры.
На рассмотрение поступившего заявления отводится от 15 до 30 дней.
Как правильно составить жалобу
Вопрос о том, кому следует жаловаться на страховую компанию по ОСАГО, мы рассмотрели. Теперь нужно понять, как грамотно составить обращение в соответствующую инстанцию.
Заявление в любой государственный орган нужно писать в соответствии с правилами. Жалоба должна содержать следующие факты:
- сведения о заявителе с указанием контактных и паспортных данных;
- заголовок «Заявление» или «Жалоба»;
- суть произошедшей ситуации, повлекшей нарушения прав и интересов гражданина, с подробным разъяснением всех обстоятельств дела, сведений об автостраховщике;
- требования;
- перечень прилагаемых документов;
- дата и подпись заявителя.
Внимание! Жалоба должна составляться с соблюдением делового стиля общения, без ошибок, излагается только суть произошедшего.
Согласно нормам ФЗ № 40, страховые компании рассматривают поступающие претензии в течение 10 дней. Что касается государственных ведомств, по закону им дается срок от 30 до 60 месяцев.
При любых проявлениях противозаконных действий, владелец полиса должен знать, как правильно защитить свои права и интересы, куда пожаловаться на страховую компанию по ОСАГО. Если поданные жалобы не дадут должного результата, заинтересованное лицо может обратиться в судебную инстанцию, которая не только восстановит права заявителя, но и лишит нарушителя лицензии на осуществление страховой деятельности.