Расчет стоимости запчастей по ОСАГО РСА при возникновении страхового случая производится в обязательном порядке независимыми экспертами СК. Но узнать примерную сумму компенсационной выплаты до проведения диагностики авто водитель способен и самостоятельно. Это можно сделать на сайте Российского союза автостраховщиков, где выложены актуальные цены на новые детали. Как пользоваться данным ресурсом, и какую еще информацию на нем можно найти, выясним в статье.
Как функционирует РСА
РСА – это государственная организация, объединяющая страховые компании в единый механизм. Ее юридическая сила, регламентируемая законом «Об ОСАГО», распространяется на все территориальные подразделения РФ, включая автономные регионы. Главными целями такого союза выступают:
- Контроль качества проведения оценочной экспертизы поврежденного имущества со стороны представителей СК (при осмотре сломанной машины специалисты обязаны использовать единую методику диагностики автозапчастей, с учетом их природного износа);
- Защита страховщиков в суде при возникновении конфликтной ситуации с обладателем полиса (отстаивать права сотрудников СК организация РСА может только в соответствии с общепринятым положением. Если страховая компания не выполнила свои прямые обязанности перед клиентом, то на поддержку со стороны Союза ей рассчитывать не стоит);
- Консультация водителей по вопросам действия ОСАГО и условиям его оформления (также информация об обязательном полисе гражданской ответственности и принципах его применения имеется в специальных справочниках, которые можно приобрести в свободном доступе);
- Создание и контроль каталогов, содержащих в себе актуальную стоимость запчастей по РСА, сведения о действующих на территории РФ СК организациях («РЕСО Гарантия», «Альфа-Страхование», «Росгосстрах» и т. д.), и данные о зарегистрированных владельцах полисов;
- Разработка программ, направленных на снижение уровня коррупции среди автостраховщиков, предотвращение мошеннических схем, применяемых к хозяевам движимой собственности с целью получения дополнительного дохода.
Внимание! Обратиться с жалобой в Союз могут не только сами представители СК, но и рядовые граждане – это не запрещено законодательством РФ.
Как проверить цены на детали с помощью официального сайта РСА, и в каких случаях это нужно и можно делать, рассмотрим ниже.
Что такое «Единый справочник запчастей»
В зависимости от того, какое СТО выберет пострадавшая сторона для восстановления своего автомобиля (частную мастерскую или официальных дилеров), конечная стоимость новых аксессуаров и самого ремонта будет существенно отличаться. Чтобы при независимой экспертизе проблем с подсчетами не возникало, Российский союз автостраховщиков предлагает водителям использовать единый каталог с фиксированной ценой на запасные элементы для всех существующих моделей авто. Как искать запчасти по базе РСА по ОСАГО, выясним чуть позже.
Как с ним работать
Обратившись к официальному сайту со справочником деталей, автолюбитель автоматически попадает на специальную форму, где ему предлагают заполнить следующие поля:
- Регион, в котором производится ремонт транспортного средства. В каждой области РФ действует своя экономическая политика, поэтому передний бампер, решетка радиатора или фара на одну и ту же машину в Москве и в Ростове может стоить совершенно по-разному;
- Марка машины, получившей ущерб. В базе РСА содержится несколько сотен наименований отечественных и зарубежных авто, таких как: КАМАЗ, ВАЗ, Рено, Ситроен, БМВ, Мерседес, Тойота и т. д.;
- Заводской серийный номер испорченной запчасти. Данный код, состоящий из 10 букв и цифр, можно узнать исключительно в дилерском центре или на онлайн ресурсах соответствующих автосалонов. По введенному шифру система РСА самостоятельно определит: что за деталь требуется под замену, и к какой модели автомобиля она должна подойти (Солярис, Вито, Логан и т. д.).
После заполнения вышеперечисленных полей собственник авто получит развернутую информацию о ценах на страховые запчасти по РСА. А вот насколько реальны предоставленные цифры, и можно ли по ним производить полноценный расчет стоимости по ремонту транспортного средства, узнаем далее.
Как производится расчет стоимости запчастей по ОСАГО
Для вычисления полного размера затрат на замену пострадавшей детали, независимые эксперты учитывают не только сумму расходов на покупку сломанного элемента, но и связанные с ним условия, такие как:
- Количество времени, требуемого на демонтаж старой запчасти, и установку новой (стоимость нормо-часа по единой методике можно высчитать на сайте Российского союза автостраховщиков, используя специальный калькулятор);
- Объем дополнительных материалов, потраченных на рихтовку автомобиля (краска, грунтовка, шпаклевка, лак и т. д.).
Важно знать! Также владелец изувеченного транспортного средства должен следить за тем, чтобы во время экспертизы в смету были вписаны не только внешние поврежденные детали, но и скрытые кузовные элементы, расположенные под крыльями, крышкой багажника или капота.
Учитывается ли износ деталей
Уровень износа деталей является ключевым фактором, на который сотрудники страховых контор ссылаются при расчете компенсационной выплаты для ремонта пострадавшего в ДТП авто. Ведь основываясь на данном показателе, конечную сумму сметы можно урезать на 30-50%. Для того, чтоб избежать подобного обмана со стороны СК, владельцу транспортного средства необходимо проводить дополнительную проверку полученных от эксперта цифр по следующей формуле: И = 100 х (1 – ), где:
- И – процент выработки конкретного элемента;
- Е – показатель натурального логарифма, равный индексу 2,72;
- Кт – период эксплуатации автомобиля;
- Ткм – временной промежуток с момента установки испорченной запчасти на машину до ее полного износа;
- Кл – количество километров, пройденных машиной после последней замены сломанного элемента;
- Лки – общий пробег ТС.
Такая формула вычисления уровня выработки узлов и агрегатов подходит как для легкового автомобиля, так и для мотоцикла. Использовать ее просто необходимо, особенно в качестве доказательной базы на случай неправильного расчета сметы со стороны представителей СК.
Можно ли самостоятельно сделать расчет
Используя данные из электронной базы РСА, в паре с единым алгоритмом подсчета степени износа деталей, любой гражданин способен самостоятельно подбить итоговую сумму по ремонту транспортного средства. Такой способ является хорошей альтернативой независимой экспертизы, и применять его для дальнейшего согласия, или же наоборот, оспаривания вердикта страховой компании, законом не запрещено.
Важно знать! На практике специалисты СК нередко заменяют полученные данные на более низкие показатели, с целью урезания компенсационной выплаты. А вот нанять посредника для повторной диагностики пострадавшего автомобиля может далеко не каждый водитель, так как расценки на подобную процедуру довольно солидные.
Пошаговый пример
Тем автомобилистам, которые решили провести проверку оглашенной стоимости страховых запчастей по базе Союза страховых компаний, не лишним будет рассмотреть конкретный пример данного процесса. Представим, что в ДТП пострадал Хендай Солярис 2014 года выпуска, а из полученных повреждений на нем зафиксированы передняя фара и бампер. Для того чтобы осуществить самостоятельную оценку по сумме ущерба, человеку придется:
- Зайти на сайт официальных дилеров Hyundai, по марке авто узнать серийный номер требуемых аксессуаров (в нашем случае левая головная оптика обладает индексом 92101-4L000, а бампер — 86630-4L000);
- Далее следует перейти на онлайн ресурс РСА и заполнить три пустых поля, в которых указать наименование авто, регион расположения СТО, ответственного за ремонт, индивидуальный код недостающих деталей (в первой строке нужно ввести: Хендай, во второй — Москва, а в третьей — 92101-4L000 и 86630-4L000, поочередно);
- Примерная оценочная стоимость изувеченных запчастей по ОСАГО на 2019 год для нашего транспортного средства составит порядка 5600 рублей (3200 руб. — за бампер, и 2400 руб. за фару);
- По данным от РСА, на замену перечисленных запчастей сотрудникам СТО понадобится не более 2 часов (по 1600 рублей каждый), а также один баллон с краской и банка шпаклевки, что по средней рыночной цене выйдет примерно в 1500 руб.;
- Перед тем, как складывать общую сумму сметы, хозяину автомобиля останется сделать последний шаг – рассчитать степень износа пострадавших деталей по единой формуле. В нашем случае он достигнет 23%, из-за чего первоначальная стоимость новых элементов снизится до 4312 рублей;
- К получившейся сумме добавляем расходы на работу и дополнительные материалы (4312 + 1600 + 1500 руб.), и получаем конечный показатель, который и должен быть указан в смете – 7412 рублей (допускается погрешность не более 10%).
Важно знать! Так самостоятельный расчет осуществляется и по любым другим моделям авто, вне зависимости от их производителя. Если самостоятельно подсчитать размер компенсационной выплаты у вас не получается, то провести эту процедуру можно с использованием специальных калькуляторов.
Является ли «Единый справочник» полноценной заменой оценки эксперта
Безусловно, перепроверить результаты независимой экспертизы с использованием данных из РСА автомобилист может. Но актуальными они бывают далеко не всегда. Ведь в общей сложности каталог Российского союза автостраховщиков включает в себя порядка 80 миллионов наименований запчастей, каждая из которых ежедневно меняет свою стоимость. Поэтому на практике, при обращении в СТО, ремонт может оказаться более дорогим.
Чтобы избежать последующих доплат со своего кармана, идентифицировать номер запасной части в справочнике РСА недостаточно. Параллельно следует проверять актуальные цены на автомобильные аксессуары в дилерских центрах и в частных магазинах (кроме точек, занимающихся оптовой продажей). Только тогда вы сможете установить точные рамки по размеру выдвинутой сметы.
Мы узнали, что собою представляет единая база РСА и как ей правильно пользоваться. В заключение стоит добавить, что лучшим вариантом проверки текущей суммы по компенсационной выплате ОСАГО, является обращение к независимому эксперту. Только он сможет оценить не только внешние повреждения машины, но и ее внутренние увечья, которые зачастую во внимание специалистами СК не берутся.