Газ продолжает набирать популярность в качестве альтернативы бензину, поскольку цена на него растет гораздо быстрее. Это приводит к повышающемуся спросу на установки, позволяющие использовать другое топливо. Обязательная процедура для владельцев такого оборудования – освидетельствование газовых баллонов.
Основные понятия о ГБО
Газобалонное оборудование предполагает вмешательство в конструкцию автомобиля. Это не просто другое топливо – используется иной принцип его подачи на системы двигателя. Монтируется оно параллельно имеющемуся оснащению, также устанавливаются дополнительные резервуары для газа. Они представляют собой емкости, в которых горючее содержится под давлением. Устройство должно быть безопасным для водителя и окружающих, а подтверждать это нужно регулярной проверкой газовых баллонов.
Виды баллонов
Традиционная форма газового баллона – цилиндр. Однако в ГБО облик резервуара отличается в зависимости от используемого топлива. Это может быть природный метановый газ, либо углеводородный, пропано-бутановый. Они хранятся под разным давлением, которое и диктует форму баллона.
- Цилиндрические. Давление не превышает отметку в 15 атмосфер; стандартная емкость для легкового автомобиля – до 65 литров. Основное преимущество: небольшие показатели давления позволяют экспериментировать с формой, используя сварные швы. Так появились спаренные, а также прямоугольные баллоны, сохраняющие больше полезного пространства после установки.
- Тороидальные. По форме напоминают «запаску», на место которой иногда и устанавливаются при выборе наружного монтирования. Благодаря этому, открывают больше возможностей для установки в обычный автомобиль без ущерба свободному месту. В то же время вмещает увеличенное количество газа – от 30 до 100 литров.
Важно знать! Каждая емкость делится на 4 типа. Они отличаются особенностями конструкции – 3 и 4 тип дополнительно усиливаются покрытиями и армирующими оплетками. Это повышает сроки эксплуатации, но увеличивает итоговую стоимость оборудования.
Требования и сроки эксплуатации
Поверка газовых баллонов начинается с осмотра метода установки. Оборудование должно быть закреплено по определенным требованиям. Лучше всего проконтролировать этот этап еще в сервисе, чтобы проверка не закончилась, едва начавшись.
- Фиксация. Баллон не должен перемещаться во время движения машины или под воздействием внешних факторов.
- Изоляция. Не допускается контакт емкости с металлическими поверхностями. Если избежать этого невозможно, дополнительно устанавливается слой изолирующего материала, целостность которого проверяется при освидетельствовании газовых баллонов.
- Крепление. Для цилиндров используется специальная защитная лента. Для тороидальных – болты. Проверяется не только надежность элементов, но и места соединений. Их следует предварительно обработать для защиты от влаги и коррозии.
- Защищенность. Относится к сосудам, закрепленным снаружи корпуса. Они должны быть закрыты чехлами или листами, исключающими механические повреждения.
- Меры безопасности. Утечка газа – это опаснейшая ситуация для владельца авто с подобным оборудованием. Избежать ее можно при помощи систем вывода газа за пределы транспортного средства. Для этого монтируются отдельные камеры.
Важно знать! Помимо этого, обязательно проверяется срок эксплуатации баллона. Он указан в паспорте оборудования, который есть у каждой емкости.
С момента заправки начинается отсчет срока службы, отличающийся в зависимости от типа баллона:
- 10 лет – стальные баллоны для пропана;
- 15 лет – метановые, из композитных материалов;
- до 25 – стальные для метана.
Если срок подошел к концу, емкость необходимо утилизировать. Даже если баллон находится в отличном состоянии, разрешение на его использование дадут лишь после прохождения технической диагностики. Стоимость внеочередной процедуры, не говоря уже о затраченном времени, способна поспорить с ценами на многие новые резервуары.
Частота проверки
Помимо первичной регистрации оборудования существует переосвидетельствование газовых баллонов. Периодичность определяется видом топлива. Для метана он составляет пять лет, пропановые баллоны проверяют каждые два года.
В некоторых случаях требуется проходить процедуру вне очереди:
- износ окраски (сильные потертости);
- нарушение целостности сварочных швов и соединений с регулирующими элементами;
- нарушение герметичности.
В ходе проверки газовых баллонов определяется возможность их дальнейшего использования. Результаты переосвидетельствования заносятся в технический паспорт.
Этапы проверки
Процесс освидетельствования баллонов для пропановых и метановых емкостей занимает до 5 дней. Продолжительность зависит от количества работ. Необходимость их выполнения определяется в ходе комплексной проверки, которая делится на несколько этапов.
Первичный осмотр
Баллон предварительно подготавливается. Чтобы резервуар приняли на обследование, его необходимо подготовить. Для этого проводятся следующие процедуры:
- очищается;
- опустошается;
- освобождается от арматуры;
- проходит дегазацию (подача пара под давлением);
- проверяется на отсутствие остатков топлива;
- промывается изнутри.
После этого чистый баллон осматривается на наличие дефектов. Проверяются поверхности – внешняя и внутренняя, горловина, сварные швы. Если видимые повреждения корпуса и элементов отсутствуют, проводятся технические испытания.
Опрессовка
Испытания позволяют проверить герметичность емкости. Опрессовку метановых баллонов обычно осуществляют гидравлическим методом. Резервуар наполняют водой под давлением, проверяют целостность и осушают. В качестве альтернативы допускается пневматический метод – опрессовка проводится сжатым воздухом. Баллон при этом погружают в воду.
Поверка
После успешных проверок герметичности и внешнего вида емкость отправляют на завершающий этап. Результаты заносятся в паспорт с указанием даты, метода тестирования, факта осмотра поверхностей.
Важно знать! В качестве подтверждения водителю выдается свидетельство о выполнении испытаний. Его необходимо иметь при себе – владельца авто с ГБО могут попросить предъявить его в случае остановки. Иногда документ может потребоваться при заправке газовым топливом.
Какие сосуды не проходят контроль
Некоторые баллоны в процессе поверки выбраковываются. Это может произойти на всех этапах освидетельствования. Условия присвоения непригодности следующие:
- повреждения красочного покрытия более 10% поверхности;
- вмятины глубиной от 10% от заводской толщины стенок;
- появление конденсата во время опрессовки;
- деформация корпуса и сварочных швов.
В этих случаях сосуд отправляется на утилизацию, а водителю предлагается установить новый. Процедуру первичной проверки можно пройти на месте. Подобное часто происходит, когда срок службы оборудования приближается к максимально допустимому.
Где осуществляется переаттестация
Освидетельствование проводится в сервисах, имеющих соответствующее разрешение и лицензию. Разницы, где проверять газовые баллоны, нет – процедура везде проходит одинаково, согласно стандартам, установленным Ростехнадзором. Отличия могут быть лишь в итоговой стоимости.
О расценках
Минимальная цена составляет 2000 рублей. Сюда входит проверка одного сосуда, а также оформление свидетельства. Прайс на другие услуги варьируется – если баллон необходимо покрасить, подготовить к осмотру, обновить клеймо и установить на транспортное средство, стоимость может дойти и до 10 тысяч. Поэтому перед выбором сервиса стоит ознакомиться с его прейскурантом. При желании сэкономить, можно проделать часть работ самостоятельно – демонтировать, отмыть от грязи.
Обязательность освидетельствования баллонов – это надежный способ обеспечить свою безопасность. Каждый год происходят несчастные случаи, причиной которых являются резервуары для хранения газа под давлением. Поэтому к проверке стоит отнестись ответственно – и не только потому, что при ее отсутствии можно получить штраф.