Конец эпохи дешевого бензина заставил автомобилистов задуматься об экономии. Некоторые водители решили отказаться от частого использования личного транспорта, некоторые стали заливать дешевый бензин. Но многие нашли альтернативу – переход на газобаллонные установки с заменой топлива на метан или пропан. В современных машинах используются разные версии – ГБО 4 и ГБО 5 поколения; выбор между ними не однозначен, поскольку каждое из них имеет свои преимущества и недостатки.
Что нужно знать о ГБО
У всего газобалонного оборудования есть ряд характерных особенностей. Это базовые характеристики, которые нужно учитывать перед принятием решения об установке. Воспринимать ГБО в качестве простой замены топливу не следует. Что стоит учитывать:
- Экономичность. Цена за литр газа гораздо ниже аналогичного объема бензина. Несмотря на то, что за условные 100 километров автомобиль израсходует большее количество топлива, в целом поездка обойдется дешевле. Это главная причина, по которой многие владельцы автомобилей отдают предпочтение ГБО.
- Относительно высокий «порог вхождения». Установка оборудования в авто – процесс трудоемкий; его стоимость в среднем составляет несколько десятков тысяч рублей (дороже всего ГБО пятого поколения и выше). Цена также зависит от количества цилиндров – чем их меньше, тем дешевле.
- Оформление в ГАИ. Замена топливной системы: изменение конструкции, подлежащее обязательной регистрации в надзорных органах. Сюда входят разрешение на установку, сбор документов, оплата госпошлины, заявление. Некоторых необходимость в подобных формальностях отпугивает.
- Повышенная опасность. Споры на эту тему между сторонниками газа и бензина ведутся постоянно. Факт – в автомобиле хранится баллон с взрывоопасным веществом под давлением. Это нужно учитывать перед тем, как читать заверения производителей о полной безопасности систем ГБО последних лет.
- Низкая мощность. Управление автомобилем после перехода с бензина на газ становится более плавным. Спорить здесь не о чем – это физика. Насколько важна потеря мощности, решать водителю; в городском потоке это не ощущается, но любители разогнаться на трассе разницу ощутят.
Важно знать! Получается сбалансированная альтернатива, позволяющая со временем начать экономить на существенной для автомобилистов статье расходов – топливной. Окупаемость перехода на ГБО зависит от особенностей двигателя, стоимости и типа установленной модели.
Виды поколений ГБО
ГБО делится на несколько типов. Ранние версии отличаются принципом работы и сложностью системы. В поздних появилось разделение на вид топлива – помимо газообразного стало использоваться жидкое. Основных категорий три:
- Первые поколения. Изначально представляли собой механические установки без намека на электронику, с низким уровнем безопасности. Во втором и третьем поколении появились дозаторы под управлением электроники, контролирующей впрыск топлива. Оно, в свою очередь, было исключительно газообразным и подавалось под высоким давлением.
- Системы отличались примитивностью – переходным звеном к современному оборудованию стало лишь 3 поколение. Оно работало по принципу, который используется и сейчас – подача топлива в каждый цилиндр. Примечательно, что эти системы прошли мимо отечественного рынка, встречалось оно лишь на малом количестве импортных автомобилей.
- Четвертое поколение ГБО – это самое массовое оборудование на нынешнем рынке. Не заменяет всю топливную систему, а устанавливается в качестве альтернативы. Топливо находится в газообразном состоянии.
- Пятое поколение – более совершенная установка, использующая жидкий газ. Это убирает необходимость подводить охлаждение к элементам системы:вместо нагрева используется насос, обеспечивающий постоянную циркуляцию жидкого топлива.
Выбор у нынешних автомобилистов стоит между последними двумя поколениями. Причина проста – помимо технологического прогресса существуют нормы, по которым действует запрет на установку и регистрацию старых систем. Поэтому остается разобраться, чем отличается ГБО 5 поколения от 4 поколения, и выбрать подходящий вариант.
Отличия между 4 и 5 поколением
Главное, что нужно знать о ГБО 5 и 4 поколения — это разница в цене. Именно она определяет, насколько хорошо справится установка с главной задачей – экономией средств. 5 поколение обойдется дороже не только при подключении оборудования, но и в периоды сервисного обслуживания. Об остальном подробнее.
Мощность
Показатель мощности при использовании газобаллонного оборудования определяется временем впрыска газа в цилиндры. Этот процесс контролируется форсунками, получающими сигнал от электронного блока.
Чем хуже обрабатывается импульс, тем медленнее открываются форсунки. ГБО 5 поколения, в отличие от 4 поколения, использует более современные элементы, сокращающие время отклика для подачи топлива. Отсюда лучший контроль мощности и увеличение динамики.
Обслуживание
С сервисом все несколько сложнее. Отличием ГБО 4 поколения от 5 стала необходимость регулярного техосмотра – каждые 15000 километров. Каждый подобный этап пробега сопровождается обязательными операциями:
- очистка системы;
- замена базовых элементов – инжектора и редуктора;
- коррекция впрыска, обусловленная работой форсунок старого образца.
Важно знать! 5 поколение избавлено от этой необходимости, благодаря работе на жидком топливе. Системе требуется лишь регулярная замена фильтров – это гораздо быстрее и дешевле, чем комплекс работ со старой системой.
Однако чем сложнее и современнее система, тем труднее ее ремонтировать в случае поломки. В этом отношении ГБО 5 поколения напоминает IPhone в сравнении с другими смартфонами – технологичное оборудование, плавность, но вместе с тем невозможность даже снять аккумулятор без обращения в сервисный центр. Затраты на ремонт, в зависимости от количества цилиндров двигателя, могут неприятно удивить.
Экономия
Безусловный победитель в плане долгосрочного использования – пятое поколение оборудования. Работа на жидком топливе, подающемся на новые форсунки, позволяет достичь экономии около 10%. Поэтому в качестве инвестиции рассматривать нужно именно новые ГБО – установка обойдется дороже, но окупится безошибочно. Четвертое поколение не потребует таких затрат, но и выгода в перспективе окажется меньшей.
Остальное
Помимо технологических нюансов, есть и другие отличия общего характера. Они не так критичны, но могут сыграть роль при выборе. Полезно будет принять их во внимание при выборе установки для автомобиля с нестандартной компоновкой. Для ГБО 5 поколения характерны:
- меньший объем газового баллона: остается больше свободного места;
- отсутствие лишних элементов, необходимых при работе с газообразным топливом;
- автоматический контроль плотности газа в системе;
- минимальные затраты бензина на подготовку (до 5 раз быстрее 4 поколения);
- высокая надежность – резина, подверженная износу, заменена технологичным пластиком.
Иными словами, заметным недостатком нового оборудования становится только его цена. В деталях – это более надежная, современная и безопасная система.
О чем следует помнить при выборе
Немаловажный нюанс, способный быстро решить проблему выбора между ГБО 4 поколения или ГБО от 5 поколения и выше – модель автомобиля. В некоторых новинках не предусмотрена возможность установки 4 поколения ГБО; либо это делается настолько сложно, что итоговые затраты, а также последующий ремонт, будут стоить слишком дорого. Поэтому стоит заранее узнать возможности транспортного средства, чтобы не потратить время на долгий выбор – может оказаться, что выбора нет вообще.
Совет! Также стоит сесть и подсчитать время окупаемости системы. Если автомобиль придется менять раньше, чем экономия на топливе покроет расходы на установку ГБО, покупать дорогое оборудование бессмысленно. Выбор между 4 и 5 поколением во многом означает краткосрочное и долгосрочное инвестирование собственных денег.
На рынке появилось следующее поколение — шестое, однако недостатков в его работе пока больше, чем преимуществ. До усовершенствования системы перед водителями долгое время будет стоять выбор только между ГБО 4 и 5 поколений. Какому оборудованию отдать предпочтение – решать владельцу авто. Каждый тип установки выполняет свои задачи, и однозначности в вопросе выбора между ними пока не существует.