Все автовладельцы с ужасом наблюдают стремительный рост на бензин, и если личный транспорт является острой необходимостью, то серьезно рассматривается перспектива перевода на газ. Это отличная альтернатива, позволяющая существенно экономить на заправке, при этом топливо предлагается практически на любой АЗС, а в его качестве не приходится сомневаться. Но переоборудовать технику решится не каждый, ведь задача это сложная и требует затрат времени, сил и денег. Несмотря на быструю окупаемость, специалисты рекомендуют для начала рассмотреть все плюсы и минусы ГБО.
Что такое ГБО на машину
Газобаллонное оборудование (ГБО) представляет собой сложную систему, позволяющую автомобилю на бензиновом двигателе эффективно работать на сжиженном газу. Подается топливо со специальных баллонов, установленных на крыше или в багажнике ТС. Монтируется приспособление специалистами, и чаще всего используется в качестве вспомогательной. Что необходимо знать о ГБО и его установке:
- Монтаж системы является серьезным вмешательством в конструкцию автомобиля.
- Работает на метане или пропан-бутановой смеси.
- Процесс переоборудования подлежит обязательной регистрации в органах ГИБДД, перед этим проходится техническая экспертиза.
- Стоимость установки зависит от выбранной марки, поколения системы, производителя и сложности работы.
Важно знать! Установить ГБО можно практически на любое современное транспортное средство, а на некоторых ТС это допускается самим производителем, о чем имеется отметка в документации. Обладателям таких авто повезло, так как процесс регистрации в ГИБДД будет упрощен.
Шесть поколений ГБО
Перевод авто на газ имеет свои плюсы и минусы, и о них стоит узнать до того, как начинать весь процесс. В первую очередь, следует понять, что все установки, представленные на рынке, отличаются между собой функциональностью, поколением и производителем. Рассмотрим основные их отличия:
- Первое. Примитивное устройство, выделяется среди всех остальных. Монтировалось изначально на двигатели с карбюраторами, но позже стало применяться и в отношении инжекторных систем. Подача топлива в дозированном виде осуществлялась через регистр мощности, который фиксировался на шлаге, ведущем к смесителю.
- Второе. Отличительной особенностью от первого варианта является подача топлива в режиме «автомат», благодаря установленному блоку управления. Несмотря на свою старость и примитивность, ГБО-2 пользуются популярностью и сегодня, особенно на территории России. Объясняется это доступностью в цене, а также простотой в установке. Среди минусов специалисты выделяют низкий КПД.
- Третье. Устанавливать оборудование такого вида можно далеко не на каждое авто, так как обязательным требованием является наличие распределенного впрыска топлива. Количество дозируется благодаря специальным индикаторам. В отличие от предыдущей системы, в ней имеется датчик давления (газоанализатор) и индивидуальная подача смеси в каждый цилиндр по отдельности.
- Четвертое. Отличается более совершенной системой работы за счет произведения последовательной подачи, а также установки электромагнитных форсунок. Их функционирование контролируется ЭБУ. При выборе дозировки подачи топлива учитывается показатель давления. На сегодняшний день данная система считается одной из самых распространенных, благодаря тому, что ее цена находится в доступных пределах, тогда как эффективность гораздо выше, чем у предыдущих видов. В отличие от второго варианта, 4-е поколение позволяет обеспечить высокую надежность работы двигателя, снизить расход топлива, сократить стоимость обслуживания самой системы.
- Пятое. Мало кем используется сегодня, так как цена слишком высокая (порядка 80-100 тыс. руб.) и для многих владельцев нецелесообразно тратить такие деньги. Отличительными особенностями является подача топлива в цилиндр в жидком виде, где оно выполняет переход в газообразное состояние. В системе нет газового редуктора. Форсунки подают газ в сжиженном виде сразу в коллектор. Устанавливается обычно на автомобили, где технически невозможна установка 4-го поколения.
- Шестое. Самое современное из всех, имеет свои характерные особенности. Подача топлива осуществляется в сжиженном виде – в провод между бензобаком и мотором врезается блок клапанов, который носит название селектора топлива. С его помощью и осуществляется переключение системы с бензина на газ и обратно, в случае необходимости. В 6-м поколении нет газового редуктора и газовых форсунок, подача осуществляется за счет форсунок инжектора двигателя.
На территории нашей страны самое широкое распространение получило 2-е и 4-е поколение, тогда как 6-е даже не было представлено в продаже. Но специалисты уже подсчитали, что стоимость его будет наполовину выше, чем сегодня предлагается на 5-е поколение. Объясняется это достаточно просто: технология еще новая, запатентованная и по низкой цене предлагаться ближайшее десятилетие не будет.
Газ, как альтернатива бензину
Перевод авто на газ в большинстве случаев осуществляется с целью экономии, так как в среднем его стоимость по России вдвое дешевле, чем бензин. К примеру, за литр АИ-92 на АЗС придется выложить 43-45 руб., тогда как пропан-бутан реализуется за 22 руб. Это сокращает расходы на заправку личного автомобиля вдвое. Такая ситуация наблюдается и в других странах. Объясняется разница достаточно просто, ведь на добычу и переработку нефти уходят средства, и бензин получается в качестве производного продукта, в то время как газ выделяется естественным образом. Кроме этого, существуют и другие преимущества газа:
- Сохранение масляной пленки. Бензин более агрессивно на нее воздействует и быстрее приводит к износу цилиндропоршневой группы, что сказывается на ресурсе работы в целом. Так как в масло не попадает бензин, и не разжижает его, оно прослужит в двигателе намного дольше.
- Увеличение рабочего ресурса силовой установки. Выбрав газ на автомобиль, можно продлить срок работы мотора, увеличить его работоспособность, снизить шум.
- Снижение количества негативных выделений в атмосферу. При сгорании такого вида топлива токсинов производится меньше, что было проверено проведенными замерами.
- Высокое октановое число. Топливо подходит даже для моторов с высокими оборотами.
- Экономичное использование. Когда в баллоне закончился газ, автомобиль не сразу глохнет, а едет еще примерно 2-3 км за счет паров – до ближайшей АЗС этого обычно достаточно.
- Экономичный расход. По заправке машины на газу обходятся дешевле не только за счет цены на топливо (в два раза ниже, чем на бензин), но и благодаря экономичному расходу. На одном баллоне авто способно проехать по трассе больше, чем на полностью наполненном баке бензина.
Установка ГБО на авто имеет свои плюсы и минусы, и кроме преимуществ необходимо знать и о возможных недостатках. Их также немало, поэтому использование бензина остается по-прежнему актуальным. Основными недочетами системы выделяют:
- Необходим постоянный контроль всех элементов и составляющих системы, давления в ней и других показателей, чтобы не допустить утечки.
- Снижение мощности двигательной системы примерно на 7-10%.
- Проблемы с запуском силовой установки, особенно в зимний период, так как мотор может замерзать и прогреть его проблематично.
- Давление в баллоне в летнее время сильно повышается, поэтому заправлять его полностью не рекомендуется.
Еще одним существенным недостатком следует указать цену балонного оборудования. Особенно это касается современных установок 4 и 5 поколения, а шестое в нашей стране еще даже официально не поступило в продажу.
Важно знать! Для большинства автомобилей переделывать систему просто нецелесообразно, поэтому специалисты рекомендуют в обязательном порядке оценить все плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле, учесть ключевые моменты и только тогда принять решение.
Целесообразность перевода
Если машина на газу плюсы и минусы у нее будут отличаться от автомобилей, функционирующих на бензиновой системе. Но многие собственники хороших ТС, в попытке сэкономить на топливе, проводят переоборудование, тогда как оно нецелесообразно по целому ряду причин. Планируя это, следует принимать во внимание не только экономичность самой системы, но и сумму, в которую обойдется ее установка.
Оборудование 1-го и 2-го поколения стоит недорого, но они не устанавливаются на современные авто, а используются преимущественно на ТС с карбюраторным двигателем. Более современные приспособления обходятся на порядок дороже. На 2024 год правила оформления ГБО поменялись, процедура это не простая и обходится в среднем от 10000 рублей. Если расходы в год на топливо не превышают полученные предварительные расчеты, проводить переоборудование не имеет смысла. Установка актуальна, если транспорт используется постоянно на дальние дистанции или интенсивно эксплуатируется по городу.
Мифы о газовом оборудовании
Рассматривая все плюсы и минусы ГБО, многие принимают во внимание и распространенные заблуждения. Они часто не позволяют принять объективное решение, перевести авто на газ или нет. Рассмотрим основные из них:
- Машина на газу – это опасный транспорт на дороге. В пример чаще всего приводится газовоз, который перевозит большое количество легко воспламеняемого природного ресурса и может взорваться в любой аварии. На самом деле, баллон имеет достаточную толщину, чтобы не взлететь на воздух при первом ударе, да и устанавливается он в таком месте, где вероятность резкой смены давления минимальна. К тому же качественное оборудование и работа, проведенная профессионалами (лучше выбирать госкомпании), является хорошей гарантией безопасности на трассе.
- Дорогой сервис, съедающий всю экономию. ГБО, установленное по всем требованиям и регламентам, способно работать долгие годы без отказа. Периодически необходимо проходить плановые техосмотры, но они обходятся не дороже, чем обычно. Обслуживание включает в себя замену фильтров, проверку генератора, слив конденсата из редуктора, качество тормозов. Обходится работа мастера по предусмотренным тарифам, как для бензиновых двигателей или работающих на дизеле.
- Ухудшение динамики автомобиля. Такое утверждение имеет место только в том случае, если речь идет об установке 3-го поколения. В остальном потери мощности нет или она минимальна, даже если речь идет о грузовом транспорте.
- Баллоны занимают все багажное отделение. Так обычно говорят люди, которые не видели в реальности размеры установки. Обычно много места отводится ГБО в малолитражках, не отличающихся большими габаритами, в остальных ситуациях потребуется минимум пространства.
Кроме этого, некоторые автолюбители отказываются от установки, так как опасаются перевозить такой взрывоопасный багаж, и опасаются постоянного присутствия запаха в салоне. На самом деле, такое возможно только при утечке, в остальных случаях аромат не ощущается как снаружи, так и внутри транспортного средства.
Стоимость перевода
Оценив все достоинства ГБО, необходимо также примерно посчитать, во сколько обойдется его установка. При разработке примерной сметы, необходимо учитывать марку и модель авто. Обычно расценки варьируются в следующих пределах:
- Заграничные авто на карбюраторном двигателе – 14000 – 30000 руб.
- Отечественные ВАЗ или ГАЗ – 15000 -25000 руб.
- Зарубежные ТС с моноинжектором – 20000 – 35000 руб.
- Транспорт иностранного производства с механическим инжектором – 30000 – 45000 руб.
- Иномарки на полном инжекторе – от 40000 и выше.
Важно знать! Не стоит забывать о том, что установленное оборудование в последствие потребуется оформлять, поэтому в расчет важно принимать необходимость оплаты госпошлины, услуги посредников, получение диагностической карты и протокола эксперта.
Переводить ли свое личное авто на газ каждый решает сам, ведь такой процесс имеет свои плюсы и минусы. Последние поколения установок позволяют переходить с газа на бензин по своему усмотрению, благодаря переключателям. Более ранние версии просты в установке, но и КПД от их использования ниже. Очевидные преимущества сжиженного газа, как основного топлива, часто перевешивают, но не стоит забывать учитывать конкретные особенности эксплуатации каждой машины. Ведь после монтажа ГБО требует к себе повышенного внимания, регулярного обслуживания и прохождения техосмотра. Поэтому экономия не должна быть решающим фактором.